СЪЕМКИ РОЛИКОВ
Что нужно было сделать студентам МШК?
После того как итоговые креативные и продакшн-брифы были утверждены клиентом, команда BBDO Moscow передала его студентам Московской школы кино. Первым заданием для будущих режиссеров стала подготовка тритментов: студенты должны были представить агентству, как они видят реализацию креативных концепций. Выполнить задание на высоком уровне им помогали кураторы факультетов.
Сергей Осипьян
Преподаватель
Московской школы кино
Главное, что мы пытаемся объяснить нашим студентам – как функционирует реклама. Чтобы они чувствовали себя уверенно и свободно в данной области. Это сложно, поскольку реклама – одна из самых регламентированных сфер, где каждый участник выполняет совершенно определенную функцию, и режиссеру здесь приходится нелегко.
Сложность проекта с Третьяковкой заключалась в том, что агентство не делало для нас скидок, а общалось со студентами как с настоящими зрелыми и ответственными режиссерами. Порой они даже не до конца понимали, чего от них хотят и какие реальные проблемы стоят перед ними. Но энтузиазм молодости и отсутствие страха — отличные факторы. Мне кажется, наши студенты, в силу недостаточного опыта, не могут осознать все самые сложные аспекты задачи, и в этом залог их успеха. Их энтузиазм окупает все сложности.
Далее прошел настоящий конкурс тритментов. Команда BBDO Moscow отобрала девять наиболее интересных и перспективных трактовок. Каждую из идей затем разрабатывали две творческие рабочие группы, состоящие из будущих режиссеров, сценаристов, операторов и художников-постановщиков и представителей других специальностей (монтажеров, звукорежиссеров, моушн-дизайнеров, художников по гриму, актеров). На этапе PPM (pre-production meeting) представителям Галереи были презентованы 18 вариантов реализации роликов с описанием декораций, манеры съемок, предложений по кастингу актеров.
Разработка рекламных роликов для Третьяковской Галереи на Крымском Валу потребовала от студентов поиска актуальных производственных решений, умения работать в команде и высокой ответственности. Но и от кураторов Школы ожидалась не меньшая отдача и ответственность, ведь без них реализация столь грандиозного проекта была бы просто невозможна.
Сергей Осипьян
Преподаватель
Московской школы кино
На этапе PPM мы ждали от студентов понимания всей суммы технологий и стадий производства, которые присутствуют в рекламе. Здесь мы столкнулись с проблемой: ребята оказались слишком креативны. Поэтому усилия кураторов были направлены на то, чтобы, с одной стороны, сохранить активность студентов, а с другой — направить их видение в определенное русло. Ведь в рекламе бриф нужно воплощать таким, какой он есть. Съемки коммуникационных роликов проходили в залах Третьяковской Галереи на Крымском Валу и в съемочном павильоне Московской школы кино. Кураторам пришлось немало потрудиться, чтобы все 18 творческих групп смогли вовремя подготовить материал. По словам наставников, будущим кинематографистам удалось сплотиться в настоящие команды, что и стало залогом успешного продакшена.
Аддис Гаджиев
Куратор курса «Художественная постановка»
Московской школы кино
Это прекрасный проект, благодаря которому студенты факультета «Художественная постановка» получили возможность ближе познакомиться с шедеврами живописи, прикоснуться к философии авторов, проникнуть под фактурную поверхность холста и таким образом получить доступ к нематериальной культуре целого столетия.
Они научились внимательно изучать живописное полотно прежде, чем приступать к работе, и в этом большая заслуга искусствоведов Третьяковской галереи, досконально знающих не только представленных авторов, но и всю эпоху, в которую они жили и творили, со всеми ее нюансами. Кроме того, студенты поняли, что значит слушать и слышать агентство — профессионалов из BBDO, с которыми, я считаю, нам очень повезло.
Задачи по продакшену от агентства
Как и бывает на реальных коммерческих проектах, BBDO Moscow подготовило
продакшен-бриф для студентов по всем концепциям. Это основной документ,
с которым работает та часть команды, которая занимается производством.
ПЕРВАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Гений места [1]
Стиль съемки и настроение
Перед студентами была поставлена задача представить русский contemporary art и modern art вне привычных рамок. По задумке агентства видеоролик в данном случае — это почти перформанс, поток ассоциаций с образами, которые проецируются на героев в огромных пространствах здания Третьяковской Галереи на Крымском Валу, открывающих зрителям потрясающую вариативность и возможность свободного восприятия искусства. Главный упор сделан на визуализацию и использование света: проекциями картин заполнены стены, лестницы, переходы, камень, стекло, воздух. В итоге в пространстве Третьяковки жизнь обычного человека превращается в произведение искусства: зритель становится арт-объектом, а границы между искусством и жизнью стираются.
Кастинг и костюмы
Герои ролика — группа из трех-четырех друзей 18-25 лет, каждый из которых обладает хорошей пластикой и пропорциональным телосложением. Приветствовались запоминающиеся лица. Кроме того, при подборе актеров студенты должны были обратить внимание в том числе на их рост, поскольку съемки предполагали много общих планов в больших пространствах. Что касается костюмов, их крой и силуэты должны были «работать» в кадрах с проекциями. Художественное решение будущие режиссеры выбирали на свое усмотрение: это могла быть и демократичная одежда с простым кроем и локальным цветом, и костюмы со сложным архитектурным кроем в духе дизайнерского минимализма.
Производственные особенности
Продакшен-бриф предусматривал съемку с видепроекцией картин Третьяковской Галереи на различные поверхности, поэтому студентам МШК пришлось изучить особенности работы с использованием видеопроектора, предоставленным московским представительством компании Epson. Для изучения технологии такой работы представители дизайн-студии Radugadesign провели серию консультаций со студентами школы. На этапе подготовки студенты вместе с кураторами провели серию тестов опробовав проекцию изображений на и сквозь различные поверхности.
Чтобы проверить различные ракурсы и варианты съемки, на видео с проекцией накладывали отдельно снятые тестовые видеофрагменты с участием актеров. Только после того, как все результаты тестов были представлены и согласованы с заказчиком и агентством, студенты допускались до съемки в интерьерах Третьяковской Галереи.
Сергей Осипьян
Преподаватель
Московской школы кино
Это максимально общие имидживые рекламные ролики. Они посвящены не конкретному залу или выставке, а всему новому зданию. На мой взгляд, данная креативная концепция — самая сложная, поскольку предполагает много кадров с использованием новых технологий, в том числе мэппинга и изображения картин, которые будут выводиться на стенах зданий, с помощью мощного проектора.
ВТОРАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Гений места [2]
Стиль съемки и настроение
Это фильм-путешествие по ХХ веку, который показывает изменение времени как изменение искусства. Вместе с героем ролика зритель проходит через проекции великих произведений на разных уровнях и объемах архитектуры здания. Задача рассказчика — показать многозначность творчества, спровоцировать зрителя на активное восприятие искусства ХХ века, включиться вместе с ним в этот процесс.
Кастинг и костюмы
Герой ролика молод, обладает харизмой и обаянием. Это должен быть хороший актер, способный пропутешествовать по ХХ веку на одном дыхании, мощно и легко.
В подборе одежды для героя режиссерам была предоставлены такая же свобода, как и при работе над роликом «Гений места [1]».
Производственные особенности
Работа шла аналогично производству серии роликов Гений места [1], но в данном случае от продюсеров и режиссеров также потребовались проявить свои режиссерские способности в работе со звездами: главные роли в роликах исполнили актер Милош Бикович («Солнечный удар», «Духless 2») и певец, фротмен группы Therr Maitz, полуфиналист шоу «Голос» на Первом канале Антон Беляев.
Ирина Майорова
Режиссер, студентка МШК
Сложность в работе над роликами серии «Гений места [2]» состояла в том, что никто из команды раньше не работал с проектором и не знал границ его возможностей. Было много смелых и интересных идей, но на подготовительном этапе было важно отсечь все предложения, которые нереально осуществить, и сосредоточиться на проработке доступных нам вариантов. В частности, хотя проекции лучше видны вечером, нам пришлось из-за логистических ограничений проводить съемку днем, а не в вечернее время. Я предполагала, что еще одним вызовом для меня станет работа со звездой. Масштаб творческой задачи этого проекта предполагает участие в рекламе известных людей. Для нашего ролика мы пригласили популярного современного музыканта Антона Беляева, однако мои опасения были напрасны: Антон оказался некапризной звездой, профессионалом, и прекрасным актером, с которым было легко договариваться и работать.
ТРЕТЬЯ КОНЦЕПЦИЯ
Эффект воздействия
Стиль съемки и настроение
Серия роликов, рекламный сериал, объединенный общей идеей сильнейшего влияния искусства ХХ века (contemporary art и modern art) из собрания Третьяковки на современного человека. Будущие кинематографисты должны показать, как меняется характер восприятия зрителя через разнообразные формы и сюжеты. Герой каждого ролика активно взаимодействует с «энергией» одной картины и в итоге получается рассказ о его уникальной истории впечатлений.
Изменения, преображения показываются немного провокационно, визуально эффектно — с помощью света, цвета, фактур, звука и действия.
Кастинг и костюмы
Для каждого из шести роликов нужен свой герой. Желательны актеры (или персоны) с характерным профилем, запоминающимся лицом и харизмой. Также важна способность хорошо двигаться.
Каждый костюм в игровой — фантазийной — части ролика, где эффект воздействия является частью режиссерского видения, замысла: от боди или драпировки до обычной одежды. В финальной части, где герой стоит перед картиной в галерее, требуется современная повседневная одежда.
Также в этих роликах очень важен грим, который зависит от общего художественного и режиссерского решения.
Производственные особенности
От авторов всех роликов этой серии потребовались креативные художественные и технические решения, чтобы выполнить нетипичные задачи. В ролике «Купание красного коня» использовалась индийская краска холи, а в главной роли снималась девушка в ослепительно-белом платье. У съемочной группы был только один дубль, чтобы снять то, как облако краски окутывает девушку, поэтому основным съемкам предшествовали многочисленные тесты. Много времени потребовали и приготовления к съемкам ролика «Черный супрематический квадрат», где необходимо было освоить технологию съемки через воду. Подготовка и отработка теста осуществлялась при участии кураторов, после чего успешные тесты презентовались и согласовывались с агентством и заказчиком. Тщательная подготовка позволила осуществить «подводную» съемку с участием музыканта Сергея Шнурова всего за два часа.
Ася Вучетич
Руководитель творческой группы
агентства BBDO Moscow
Селебрити по-разному отнеслись к нашему предложению поучаствовать в съемках. Кто-то был готов согласиться лишь за большой гонорар, так как им казалось, что у такого клиента как Третьяковка должен быть огромный рекламный бюджет. А другие прекрасно понимали, что это культурно-образовательный проект и с радостью были готовы сниматься бесплатно. Первым среди таких звезд стал Сергей Шнуров, лидер группы «Ленинград». Он принял участие в ролике «Эффект воздействия. Черный квадрат». При этом работа Шнура на площадке началась со слов: «Я как собака, делайте со мной, что хотите». Было очень интересно наблюдать за взаимодействием известного бунтаря и маленькой девушки-режиссера, которая порхала вокруг него как мотылек.
ЧЕТВЕРТАЯ КОНЦЕПЦИЯ
Кандинский 6 и 7
Стиль съемки и настроение
Герой этого ролика отскабливает материальное и преодолевает сопротивление материала физически, эмоционально и чувственно. Слой за слоем он проходит через: «НАНОСНОЕ» – повторяющийся рисунок обоев; «НЕАКТУАЛЬНОЕ» — тонкий слой газет и штукатурки; «НЕПРОБИВАЕМОЕ» — тупой бетон; «ИЛЛЮЗОРНОЕ» — стекло за стеклом; «НИКАКОЕ» – нетронутый холст. И все это — чтобы достичь цели, прийти к другому «духу нового времени», наполненному идеями, движением и светом. Переход к беспредметности – как состояние души героя — выражается через абстрактные линию, ритм, композицию и паузу (музыкальную в том числе).
Кастинг и костюмы
Героем ролика авторы видели молодого мужчину или женщину 27-30 лет, с харизмой и хорошей физической подготовкой. Костюм необходимо было подобрать с учетом того, что персонаж все время находится в движении. Предпочтительны были неформальные варианты, без пафоса. Колористическое решение — в соответствии общей цветовой идеей ролика.
Производственные особенности
Перед художественной группой при съемке ролика стояла цель с помощью минимальных средств создать фактурную многослойную стену, которую главный герой будет «разрывать» руками и крушить молотком. Художники-постановщики МШК блестяще справились с этой задачей, ограничившись минимальным бюджетом. Главную роль в этом ролике исполнил популярный актер Артем Ткаченко («Меченосец», «Вдребезги», «Курьер из "Рая"»).
Ася Вучетич
Руководитель творческой группы
агентства BBDO Moscow
Ролики для выставки, посвященной 150-летию Василия Кандинского, снимались первыми. Все фразы, звучащие или всплывающие в кадре на русском языке, мы дублировали английскими титрами. Данная концепция изначально была задумана таким образом, чтобы ролики можно было использовать в международном формате, когда экспозиция отправится в другие города и страны.
Made on
Tilda